Играющий тренер
Wide Image

Играющий тренер

Знакомим читателей с директором по развитию дивизиона «Коммерческие автомобили» Андреем Кузнецовым, при участии которого созданы все модели легких грузовиков и автобусов марки «ГАЗ» нового поколения.


- «Директор по развитию» звучит красиво, но что кроется за этой должностью, какие конкретно задачи вы решаете?

- Моя работа находится на стыке нескольких функционалов. Первое - сориентироваться в рынке, определить перспективные ниши и спланировать стратегический модельный ряд. Сейчас, например, растет интернет-торговля, значит, будет расти и доля компактных коммерческих автомобилей, отсюда - запуск в серию мобильного «Соболя NN». Второе - это долгосрочное продуктовое планирование. Мы собираем обратную связь от потребителей, дистрибьютора, чтобы понять, каким должен быть будущий автомобиль. Формируем его концепцию и передаем в Объединенный инженерный центр «Группы ГАЗ». Третье - управление инвестиционным портфелем дивизиона, то есть распределение средств, которые необходимо направить для развития. Наша формула такая: 70% инвестиций идет на создание новых продуктов. Будет новый востребованный клиентами продукт - будут и средства от его реализации на дальнейшую модернизацию производства, на социальные программы и улучшение условий труда. И, наконец, последнее, но, возможно, самое важное для меня - это постоянное развитие и обучение сотрудников проектного офиса нашей дирекции, который сегодня состоит из 9 человек - руководителей проектов. Этим я очень много занимаюсь.


Андрей Кузнецов-1.jpg


- Как попали на ГАЗ?

- Я с самого детства точно знал, что займусь чем-то, что связано с автомобилями. После школы без раздумий пошел в Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, у меня два красных диплома - бакалавриата и магистратуры.

Любопытный факт, но после вуза я не подготовил ни одного чертежа ни за кульманом, ни за компьютером. Придя на ГАЗ в 2001 году, сразу очутился в отделе стратегического маркетинга, который тогда только появился, и долго не понимал, действительно ли я попал туда, куда надо? Готовился создавать автомобили, а тут сплошная оценка рынка, изучение спроса и ожиданий клиентов, прогнозы… Но сейчас ничуть не жалею, мне стало комфортно в зоне этой полной «некомфортности». Благодарен своему первому руководителю Александру Юрьевичу Чистякову за науку работы и жизни. После ухода с ГАЗа снова вернулся сюда в 2007 году - позвали на сложные нетривиальные задачи, а это как раз по мне, не люблю застаиваться.


Андрей Кузнецов-2.jpg


Сначала в проектах участвовал как менеджер по продукту - это тот специалист, который должен определить концепцию продукта с учетом требований рынка. Потом у меня стали появляться собственные проекты. Первый - создание новой бортовой платформы автомобиля «ГАЗель БИЗНЕС». Проект вроде бы несложный, но в нем я прошел «боевое крещение». Потом были более масштабные - «ГАЗель NEXT» с двухрядной кабиной, доработка цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT». Автобус «ГАЗель City» я завершал уже будучи директором по развитию.

- Как-то у вас все гладко получается… Неужели не было трудностей?

- Как же без этого? Иногда именно неудачи помогают принять хорошие решения. Вспоминаю такую историю. В середине 2000-х компания запланировала глобальную модернизацию первого поколения «ГАЗелей», чтобы закрепить лидерство на рынке. Стали в том числе прорабатывать вариант рестайлинга на основе одного из импортных продуктов. Но на определенном этапе стало понятно, что этот продукт не обладает всеми свойствами, которые позволят ему завоевать большую долю рынка (сейчас доля «ГАЗелей» в зависимости от сегмента доходит до 70%. - Прим. ред.). Кроме того, компонентная база на тот момент была слабо развита и глубокой локализации не получилось бы. В итоге, проект был остановлен на 9-х воротах качества в системе PPDS - то есть на этапе концепции. Конечно, для того, чтобы принять решение об остановке проекта или смены парадигмы, нужно мужество взять на себя ответственность. Но, как говорится, нет худа без добра. Для нас это решение стало исторической развилкой, когда мы поняли, что нужно идти по пути создания собственных продуктов.

- А какие еще качества должны быть у руководителя проекта?

- Он должен быть, в первую очередь, хорошим психологом. В крупном проекте обычно задействована не одна сотня людей - это сотрудники разных специальностей, у каждого свой характер, свои особенности. Иногда возникает такой клубок противоречий - какие там матрицы взаимодействия! Здесь главное - к каждому участнику найти свой подход. Вообще, слово «руководитель» в названии должности не очень отражает реальную жизнь. Скорее, это координатор, то есть именно тот человек, который знает все проблемы в проекте, может их высветить и либо сам найти решение, либо помочь другим его найти. Важно со всеми иметь хорошие отношения. Не у всех моих сотрудников это получается с первого раза. Зато, когда контакты налажены, проект «взлетает».


Андрей Кузнецов-3.jpg


- А что такое, по-вашему, «хорошие отношения»? Невозможно же угодить всем, бывают конфликты, споры, разногласия.

- Нет универсального рецепта, но я бы выделил два ключевых правила: первое - быть честным по отношению к самому себе, и второе - не подставлять коллег, потому что любое подобное действие приведет к «блокировке» контакта. Важно понять, чем ты можешь помочь этому человеку и в каком-то другом вопросе. Порой достаточно просто распечатать какую-нибудь цветную книжку, которая у тебя есть, для ребенка коллеги. Это и есть хорошее отношение.

Как руководитель я никогда не старался строго разграничивать зоны ответственности между подчиненными и оставлять их один на один с проблемами - дескать, ты инженер - вот и ищи решение. Я всегда старался людям помогать. Скажем, у закупщика сложные переговоры с поставщиком, обязательно сам участвую в них. Когда люди видят, что ты неравнодушен и пытаешься им помочь, они будут прислушиваться к твоей точке зрения. То есть руководитель - это намного больше, чем просто начальник. Ключевой момент - устранить барьеры подчиненных в решении задач, в том числе психологические.


Андрей Кузнецов-4.jpg


В дивизионе у нас креативная и доброжелательная атмосфера. Для меня важно, чтобы еженедельно у нас проходили мозговые штурмы, где мы на равных обсуждаем тренды и разрабатываем различные варианты. Я их сам веду как фасилитатор. К слову, я всегда делюсь новыми знаниями с сотрудниками после посещения интересных конференций или мастер-классов. Мой профессиональный принцип: все, что компания в меня вложила, я должен передавать подчиненным, чтобы обеспечить стабильную работу дирекции по развитию даже в свое отсутствие. Да и мне быть коучем самому очень интересно.

Сейчас мы, к примеру, разрабатываем стратегию развития дивизиона до 2035 года. Понятие продукта расширяется, компания встает на рельсы цифровой трансформации, это неизбежно приведет к изменению бизнес-модели и созданию новых цифровых продуктов, которые должны обеспечить бурный рост других направлений деятельности. Только цифровые компании могут расти с темпами до 50% в год, ни в одной промышленной компании такой динамики вы не увидите.

Нельзя тешить себя надеждами, что твои прошлые заслуги обеспечат возможность всегда работать по накатанной. Есть два варианта - либо заниматься саморазвитием и продолжать карьеру, либо отстать от жизни и стать балластом.

- Видели в корпоративном фотоархиве много ваших снимков с командой «ГАЗ Рейд Спорт». Увлечение гонками - это по работе или по жизни?

- Впервые за руль спортивной «ГАЗели NEXT» я сел на слете «Соболиные тропы» в 2016 году, который объединил поклонников полноприводной техники «ГАЗ». Хотя люблю скоростную езду и внедорожные автомобили, но тогда мне было некомфортно. Сиденья на таких моделях для преодоления глубоких препятствий специально установлены жесткие, тебя постоянно трясет. Поэтому я с огромным уважением отношусь к нашим гонщикам и поддерживаю нашу корпоративную команду, но лично мне больше по душе картинг. Летом на автодроме «Нижегородское кольцо» мы с друзьями участвовали в нескольких командных марафонах - один продолжительностью 6 часов, другой - 7. Во время длинных гонок мозг постоянно работает - ты раздумываешь над тактикой прохождения участков, меняешься с другими участниками экипажа, строго отслеживаешь время, чтобы проехать выделенную квоту.


Андрей Кузнецов-5.jpg


- Так вы человек азартный?

- Безусловно!

- Недавно вы стали звездой праздничного онлайн-эфира ко Дню машиностроителя - вместе с другими руководителями исполнили песню «Группа ГАЗ» мы тебя называем». Увлекаетесь гитарой?

- Научиться играть на гитаре я мечтал с детства, а брать уроки стал всего полтора года назад. Вообще, семья у нас музыкальная - супруга поет, тесть играет на синтезаторе, я осваиваю гитару. Короче, выходные проходят активно. Что касается клипа, то это была импровизация. У нас в дивизионе полное доверие, и когда директор по персоналу Дмитрий Мозжанов предложил поучаствовать в записи номера в только что открывшемся Музее истории ГАЗа, откликнулся сразу. С помощью профессиональных постановщиков и режиссеров с третьего дубля мы все-таки сняли клип.

- Остается ли время для книг?

- Раньше я мало читал художественную литературу - в школе учился в физико-математическом классе, потом в техническом университете. Сейчас активно восполняю этот пробел. Недавно открыл для себя аудиокниги. Очень удобная в планировании вещь! На работу еду 30-40 минут, и каждый раз включаю трек с книгой, чередую художественную и бизнес-литературу. Из тех произведений, которые обязательно должен прочитать каждый, рекомендую «Вселенную глазами Стивена Хоккинга» о тайнах образования планет. В планах еще раз прослушать прочтенную ранее в бумаге серию книг Ричарда Бренсона. Нужно «разложить по полочкам» идеи этого бизнесмена, которые помогут мыслить более нестандартно.