Ирония судьбы
Wide Image

Ирония судьбы

Полтора года назад Ликинский автобусный завод возглавил Сергей Зуйков, который затем также стал директором дивизиона «Общественный транспорт» «Группы ГАЗ». Чем за это время удивили друг друга завод с 85-летней историей и новый руководитель? Накануне юбилея предприятия мы напросились к Сергею Геннадьевичу в гости.


- У нас в семье была 24-я «Волга», - первым начинает разговор Сергей Зуйков, - отец получил ее в 1977 году. «Волга» нам служила более 20 лет. И это была для меня лучшая машина в мире! К слову, папа получил ее за монтаж оборудования на ЛиАЗе в 70-х. Когда я работал на «НефАЗе», даже подтрунивал над ним - вот, мол, сделал нам конкурента! А через несколько лет я и сам оказался на ЛиАЗе. Такая вот ирония судьбы.


Вся ваша профессиональная жизнь связана с автомобильной промышленностью. На завод в Набережных Челнах вы пошли сразу после армии, причем слесарем механосборочных работ. Как это вышло?

- Я всегда тяготел к техническим специальностям, и не было никаких сомнений, кем и где я буду работать после армии. Помню свою детскую мечту - стать бригадиром-монтажником, как папа. Но уже старшеклассником стал задумываться о том, что кроме ручного труда мне хотелось бы поработать и головой. Я считал, что могу находить организационные решения и быть больше, чем просто исполнителем. Помню школьные экскурсии на заводы: мне был интересен весь этот волшебный процесс создания машин. Ну а так как родом я из Набережных Челнов, после армии пошел на КамАЗ. Шел 98-й год, с работой было сложно, четыре раза я штурмовал отдел кадров, и только через полгода меня взяли слесарем. Сразу стремился привнести в работу некую творческую нотку, применял непривычные методы, создал молодежную бригаду. Короче, организаторские способности не оставляли меня в покое. А инициатива никогда не остается незамеченной. Через 2 года мне предложили стать мастером.


Сомневались в себе или наоборот, считали, что давно заслужили новую ступеньку в карьере?

- Конечно, было страшно. Копался в себе, находил немало изъянов. Но я всегда поступал так: анализировал, кто лучший в той или иной цепочке, и спрашивал себя: а смогу ли я сделать еще лучше, чем он? То есть учился у лидеров и шел дальше. Самокритика - это отличный двигатель, который обнажает твои слабые стороны, но и заставляет развиваться, делает тебя сильнее.


На чем же мог построить свой авторитет новоиспеченный 22-летний мастер?..

-...Да еще, продолжу, если в его подчинении крепкие 60-летние мужики, а вокруг перебои с зарплатой и нестабильность? Я вывел для себя очень четкие критерии, за что тебя будут уважать. Главное - ты должен быть принципиальным и справедливым. Иногда совмещать это психологически тяжело. Например, случилось так, что человек из бригады, который всегда был на хорошем счету, вдруг пришел на работу в нетрезвом виде. Что должен сделать мастер? Отвести его в медпункт для освидетельствования и сообщить об этом руководству, а не прикрывать. Понятно, что это может вызвать негативную реакцию в коллективе. Но могу сказать по собственному опыту, все проходит гораздо менее болезненно, чем себе это представляешь. Ведь один из главных запросов у людей - на справедливость. Главное - не причинить человеку боль, а поступить так, чтобы он понял свою неправоту. Но мне везло на учителей, которые мне помогали сформироваться как руководителю.


Зуйков Сергей-1.jpg

С делегацией Мострансавто и министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Вот уже полтора года вы руководите Ликинским автобусным заводом. Что удалось сделать за это время?

- Основным своим достижением вижу стабилизацию работы коллектива. У нас складывается великолепная команда, мы начали понимать друг друга. Это очень ценно, что люди стали доверять мне.

Теперь каждый может обратиться ко мне напрямую по любому вопросу. У меня есть приемные часы по средам, но люди предпочитают просто подходить со своими предложениями или проблемами, пока я иду на оперативку или провожу обход завода. И я всегда готов их выслушать. А еще мы организовали в цехах специальные стенды. Те, кто по каким-то причинам стесняются ко мне подходить, могут здесь написать свой вопрос маркером. Рядом есть поле для ответов, которое я заполняю лично. Такая наглядная обратная связь очень важна.

Весь мой опыт говорит - ни в коем случае нельзя отмахиваться от людей. Каждый человек - индикатор психологического равновесия в коллективе. Если проблемы не замечать и не решать, негатив накапливается до определенной критической отметки и потом выплескивается наружу.

Еще один из признаков оздоровления коллектива - люди стали ощущать, что завод - это не просто место работы, это дом, где о них заботятся, это лучшее место работы в городе. И дело не только в серьезном повышении заработной платы, которое мы провели прошлой осенью. У нас в Ликино-Дулеве есть ряд компаний, которые могут позволить себе платить больше, а вот климат в коллективе, условия труда и уровень социальной защиты на ЛиАЗе гораздо лучше. Даже в текущих условиях мы выплатили годовое вознаграждение, продолжаются программы обучения, сохранены все социальные проекты, добавился «Новый социальный вектор» по благоустройству района. И сотрудники это оценили. Люди хотят видеть, что их ценят, что завтра у них будет работа. Это дает возможность спокойно растить детей и строить планы. Именно это нужно человеку для счастливой и благополучной жизни.


Чем вас удивил ЛиАЗ?

- ЛиАЗ - это единственный завод в России, где на конвейере собирают автобусы большого и особо большого класса. Кроме того, ЛиАЗ - единственный в стране производитель автобусов, использующий метод катафорезного грунтования кузовов, который позволяет гарантировать высокую защиту от сквозной коррозии. Участок состоит из семи огромных ванн, куда погружается кузов целиком. Это по-настоящему впечатляющее зрелище. Да и в целом завод очень продвинутый в техническом оснащении.


Сергей Зуйков с дочкой Юлей.jpg

С дочкой Юлей

Чему научил ЛиАЗ?

- Вообще, любое новое место заставляет тебя учиться. Когда я впервые оказался на нижегородской площадке и увидел сборку «ГАЗелей», испытал настоящий «культурный шок». А ведь я долго работал на КамАЗе, где выпускается по 180-230 автомобилей в сутки. Но на ГАЗе это просто нескончаемый поток - настолько благодаря системе «бережливого производства» здесь синхронизированы все операции! Производственная система в «Группе ГАЗ» лучшая в России, и она постоянно развивается.

На конвейере любая операция влияет на следующую и может изменить такт работы всего завода. Поэтому так важно понятие синхронизации и стандартизации. Сейчас ЛиАЗ находится на новом интересном этапе развития, когда мы переходим к автоматическому планированию закладки при производстве автобусов. В этом огромная заслуга директора по развитию ПС «Группы ГАЗ» Оксаны Николаевны Исаковой, которая в самый сложный для ЛиАЗа период помогла своим опытом.


Иными словами, вы уже прониклись нашей ПС и ее принципами?

- Еще бы! И один из ключевых принципов - участие в проектах ПС первого лица. На этом настаивал основоположник Производственной системы «Группы ГАЗ» Александр Николаевич Моисеев. Лично мы, к сожалению, не были знакомы, но я много читал о нем и во многом с ним согласен. Поэтому самым большим «раздражителем» на ЛиАЗе являюсь я. Чтобы оставаться в бизнесе, любой процесс подлежит улучшению, а руководитель должен в этом подавать пример.

Кстати, посмотрите - мы с вами находимся в сборочном цехе, в сердце завода. Здесь, на всеобщем обозрении, в центре цеха создана своеобразная учебно-практическая площадка, где мы все вместе решаем проблемы. Результаты видны сразу.

Крайне важно, чтобы люди делились своими предложениями. Но это вопрос мотивации. Некоторые боятся показаться смешными. Но подчас из самых нетривиальных идей рождаются самые интересные предложения. И при этом их можно масштабировать на все предприятия «Группы ГАЗ». Поэтому любые идеи важны. Вот сейчас внедряется новый проект «ПорядОК». Благодаря ему каждый сотрудник в «Личном кабинете» сможет поделиться своими предложениями, как сделать компанию лучше, а свой труд комфортнее. Затем к работе подключатся эксперты и руководители и, если идея будет одобрена, ее оперативно воплотят в жизнь.


Зуйков Сергей-2.jpg

Спорт - в числе основных хобби

А что для вас в приоритете в управлении производством?

- Одно из приоритетных направлений - это качество. Проводим по три совещания в неделю на эту тему. Появился основополагающий документ по планированию. У нас теперь нет заказов, которые нужно изготовить «вчера» - с риском нарушения сроков и качества. Коллеги из торгового дома продают технику в те сроки, которые мы согласовываем и за которые готовы нести ответственность. Бизнес - это четкий график: закупки, производство, поступление денежных средств, сервисное обслуживание.

Я очень ценю ту поддержку руководства «Группы ГАЗ» в наших бизнес-­инициативах, которую мы получаем. Поэтому решаем проблемы системно.


Как выживаете в текущей ситуации?

- Нынешняя ситуация заставляет нас осваивать новые компетенции, возвращая под свое крыло часть бизнеса, которую раньше отдавали сторонним компаниям. Например, мы ушли от доработчиков при выпуске газовых автобусов, с прошлого года всю лазерную резку осуществляем сами.

Что касается первоочередных мер, сейчас мы разработали версию автобуса, производство которого не зависит от тех поставщиков, которые покинули российский рынок. Изменения затрагивают  компонентную базу, архитектуру и конструкцию автобуса. Он будет дешевле и обеспечит нашему предприятию технологическую безопасность. При этом все параметры качества, комфорта и безопасности для пассажиров сохраняются в полной мере.


Вы чувствуете себя частью «Группы ГАЗ»? В чем это выражается?

- Да, безусловно, начиная, наверное, еще с нашей первой «Волги» (улыбается. - Прим. авт.). Это выражается в самых простых вещах. Гордость за технику, которую я вижу на дорогах, - это же наши «ГАЗели», самый массовый коммерческий автомобиль России. Гордость за то, что мы производим все продукты - от коммерческих автомобилей до больших автобусов и электробусов. Наши люди чувствуют причастность к компании и когда носят ту же спецодежду с логотипом «Группы ГАЗ» на груди. «ГАЗ» - это мощный бренд, промышленный символ нашей страны.


Как семья отнеслась к кардинальной смене жизненного курса?

- С огромным пониманием и поддержкой. Свою супругу я знаю со второго класса школы, свадьбу мы сыграли более 20 лет назад, сразу после армии. У нас четверо детей, старший сын учится на втором курсе в МГТУ имени Баумана. Мы стараемся окружать детей только положительными эмоциями, чтобы они росли в любви. Они должны понимать, что семья - это самое важное, что есть в жизни, это лучший мотиватор для того, чтобы двигаться дальше.


 Остается время на увлечения?

- Свободного времени почти нет. Фактически я работаю в трех городах - Ликино-Дулеве, Москве и Нижнем Новгороде. Люблю читать, в основном аналитику и бизнес-литературу. Реже - художественную литературу. Меня в свое время потряс исторический роман Александра Степанова «Порт-Артур». Не знаю, правда, чем именно. Возможно, духом. Первый раз прочитал, когда мне было 12 лет. Потом перечитывал, и впечатление не изменилось, в отличие от того, как это бывает со многими произведениями художественной литературы.


 Если отыграть время назад, повторили бы свой путь?

- Повторил бы каждый шаг своего пути. Если любишь свою профессию, для тебя это не работа, а жизнь. Вот это мой, на 100% мой случай.