Просто беру и делаю
Wide Image

Просто беру и делаю

Представляем управляющего металлургическим производством Горьковского автозавода Александра Ерышканова.



- Всю свою профессиональную жизнь вы были машиностроителем, работали в корпусе рулевых управлений, затем - в дирекции по качеству. И вдруг - литейщик! Это же отдельная каста, даже праздник у металлургов свой, отдельный. Как это случилось?

- Пару лет назад, когда я закончил программу MBA Высшей школы бизнеса МГУ имени Ломоносова по производственным системам, меня пригласил Виктор Сергеевич Кадылкин (директор дивизиона «Автокомпоненты». - Прим. ред.). И у нас состоялся разговор о том, где и как эффективнее применить полученные знания. Он спросил: «Есть ли у тебя желание развиваться дальше, и в каком направлении?».

Я: «Конечно есть, и, по сути, мне даже не принципиально, в каком именно направлении развиваться, главное - интересные задачи и опыт, который я приобрету в результате». После чего получил предложение поработать заместителем руководителя одной из бизнес-единиц ГАЗа. Я покачал головой: «Замом точно не пойду, если уж чем-то и заниматься, то отвечать за все».

Мне показалось, он сильно удивился моей наглости: «Считаешь, что сможешь сразу возглавить бизнес-единицу?».

Я: «Ну, да. Мне было бы это очень интересно».

Он: «И без разницы какую?».

Я: «По факту - да. Принципы управления - одни, а в специфику в любом случае нужно погружаться в каждом производстве. Будь то завод или стройка» (улыбается. - Прим. ред.).

- Так вот как, оказывается, нужно делать карьеру!

- На самом деле, я честно сказал, что думаю. Говорить открыто, не пряча камень за пазухой, - очень легко. По крайней мере, я так стараюсь жить. По мне, однообразная работа в одном направлении - не самый лучший путь, а смена деятельности способствует более комплексному развитию человека. Я всегда стремился осваивать новые процессы, знакомиться с новыми людьми. Мне кажется, это нормально, так и должно быть. А в данном случае мне было интересно поучиться у Виктора Сергеевича.

- Например, чему?

- Во-первых, он человек с огромным опытом и знаниями, иногда мне кажется, безграничными, а его трудолюбие, целеустремленность просто поражают. Энергия и желание решить задачи, которые изначально кажутся нереальными, удивляют и даже завораживают. Он никогда не отступает и всегда стремится найти решение - разными методами, подходами - и как правило оно находится. Поработать с таким наставником очень ценно. Тем не менее Виктор Сергеевич не сразу дал мне ответ, помариновал где-то с неделю или две, а потом вызвал и предложил возглавить… литейный завод.

- Неожиданное решение… Почему он выбрал именно вас, как думаете?

- Думаю, повлияла программа MBA. У Виктора Сергеевича достаточно системный подход к поиску и подбору потенциальных руководителей, он смотрит, какие программы люди проходили, где обучались, какие у них знания и способности. И конечно, он меня лично знал по работе, в то время я руководил службой качества дивизиона.


Ерышканов - на ежедневной оперативке.jpg
На ежедневной оперативке

- А что вам дала программа MBA?

- Программа была в основном построена на системных подходах по управлению процессами в организации, и, как следствие, ресурсами - человеческими, финансовыми, временными и другими. Главное, программа дала мне понимание, как наиболее эффективно выстроить процессные модели взаимодействия всех потоков и их взаимосвязь с конечными результатами работы предприятия. Очень благодарен компании за такую возможность для своего развития.

- Какие они - металлурги, чем отличаются от других машиностроителей?

- Они потрясающие. До этого я очень редко встречал таких людей, которые готовы делать огромное количество итераций, скрупулезно выстраивать причинно-следственные связи и корректировать процессы для получения необходимого результата.

Металлургия - это, наверное, самое технологически сложное производство, а значит, и компетенции сотрудников должны быть очень высокими.

В других производствах есть возможность в реальном времени наблюдать за происходящим: как свариваются детали, как выполняется механообработка, сборка и т.д. У литейщиков сам процесс получения отливки скрыт от глаз, а результат можно увидеть только через несколько часов. И почему получилось хорошо или плохо - определяет сочетание огромного количества факторов, которые надо знать и учитывать. Добиваться необходимых результатов также помогают эксперименты и анализ. Процесс освоения новых, особенно сложных отливок, может проходить месяцами. Я стараюсь повысить эффективность этого процесса - одно из направлений развития Литейного завода сейчас посвящено созданию центра компетенций.

- Вы сами говорите, что надо понимать все тонкости и нюансы металлургии… Как быстро вы освоились в литейке?

- Первые несколько месяцев, по большому счету, я не влезал в производственный процесс, доверяя людям, которые там работали. Но не тратил это время даром, погружался в технологические особенности процесса, его специфику, старался подтянуть знания. Много общался с квалифицированными сотрудниками, читал литературу, да и сейчас приходится читать. Однако не все в литературе описано, и приходится учиться на ошибках. Что касается части лабораторных исследований и заключений - есть у нас и такое подразделение - я достаточно глубоко познакомился с этой темой ранее, когда работал директором по качеству дивизиона.

- То есть сейчас вы разговариваете с металлургами на одном языке?

- Конечно. А как по-другому?

- И ощущаете себя металлургом?

- Вообще, очень сложно в коллективе металлургов не чувствовать себя металлургом. Это достаточно большой, сильный и сплоченный коллектив, который готов к любым трудностям. Я уверен, что нам под силу решить любые, даже очень сложные задачи.


НЛЗ.jpg
Нижегородский литейный завод - один из самых технологичных в России

- К слову, о коллективе. Вы - молодой руководитель такого серьезного завода. Есть ли у вас собственные принципы управления людьми?

- Как я уже говорил, главное в общении с людьми - это честность и открытость. Они это видят и чувствуют, соответственно так же ведут себя по отношению к руководителю.

У нас производство работает в 3 смены, и бывают разные ситуации. Иногда обстановка требует присутствия руководителей и специалистов на заводе сутками. Мне кажется, такое возможно только в том случае, если люди имеют доверительные отношения и между собой, и с руководством. Иначе по окончании рабочего дня человек просто повернется и пойдет домой. Тогда это будет уже не коллектив завода, а просто группа людей, собранная в одном месте.

- Этому вас в МГУ учили?

- Нет, конечно. Что касается принципов общения с людьми, во многом это мое спортивное прошлое, в команде спортсменов все быстро становится явным и вылезает наружу, как, в общем, и на производстве. И, судя по всему, металлурги схожи в своих подходах со спортсменами - это здорово.

- А как в машиностроение занесло?

- Пошел на ГАЗ слесарем механо­сборочных работ в корпус рулевых управлений, мне было 19 лет, а учился на вечернем. Почему ГАЗ? Все просто - и мать, и отец работали на автозаводе. Она - в бюро учета рабочего времени, он - наладчиком на станках.

Параллельно с работой на заводе я получал высшее образование, сейчас их у меня три: педагогическое, юридическое и техническое. Первое было педагогическое. Потом решил, что мне нужно еще юридическое образование, так как работал тогда в отделе качества и претензионной работы и считал, что должен знать правовую основу. Потом получил предложение от «Группы ГАЗ» поступить в НГТУ для получения технического образования. Руководителем металлургического производства стал в 35 лет.

- В какой момент вы поняли, что не хотите этим заниматься всю жизнь - работать слесарем?

- Слесарь механосборочных работ - хорошая профессия! Я очень уважительно отношусь к людям любой специальности. У нас на литейных заводах есть должность - уборщик, без него завод зарастет грязью. Не было такого осознания, что мне нужно быстрее расти. Просто попадались руководители, которые давали такую возможность.


Ерышканов - на проекте Познавательная среда.jpg
Мастер-класс для школьников «Романтика жидкого металла» в Музее истории «ГАЗ»

- Кто был первым?

- Владимир Петрович Виноградов, начальник отдела технического контроля в корпусе рулевых управлений. Позвал как-то к себе и говорит: «Хочешь стать инженером или контрольным мастером?» Я в ответ: «Наверное, лучше контрольным мастером, для инженера у меня образования пока нет, а контрольный мастер все-таки ближе к людям».

Так в 21 год я стал руководить женским коллективом в 40 человек! Очень непросто, когда ты для них - молодой пацан. До сих пор помню свои ощущения, когда нужно было переступать через себя, давать указания…

Виноградов первым делом отправил меня на две недели в геометрическую лабораторию, чтобы научиться правильно осуществлять контрольно-измерительные операции. Он часто повторял: «Специалист или руководитель должен знать, как правильно оценить качество». Если замеры выполнены некорректно - получается некорректный результат, из-за чего принимаются неправильные решения. Этот период серьезно на меня повлиял, дал определенный толчок в развитии.

- У вас очень большое хозяйство - несколько металлургических цехов и наш новый Нижегородский литейный завод с высокой долей автоматизации. Здесь все происходит без участия людей?

- Сложно представить работу такого комплекса совсем без людей. На разных участках - производство, качество, технические и технологические службы - необходимы компетентные специалисты для постоянного принятия решений.

Ситуация с новым оборудованием для НЛЗ, если честно, оказалась не такой простой. В феврале 2022 года, в разгар пуско-наладочных работ, нас покинули многие иностранные компании, что усложнило работу по запуску и наладке оборудования.

- И вы остались один на один с этим. Справились?

- Один на один? Нет. Во-первых, есть коллектив НЛЗ и всей металлургической площадки, куда входят литейные подразделения - сотрудники участвовали в монтаже и понимают принципы отработки механизмов, алгоритмы программирования и т.д. Во-вторых, сложно представить, как на ГАЗе можно остаться с проблемой один на один. Многие помогали нам, каждый по своему направлению, от закупки до изготовления механизмов.

Совсем недавно мы уже изготовили первую партию V-образных блоков для Ярославского моторного завода. Для понимания - один блок весит до 450-460 кг. Сейчас серийно в НЛЗ изготавливаются блоки для различных моторных заводов, отливки для ЯМЗ, отливки для РЖД и т.д.


Ерышканов - КВН.jpg
Фестиваль КВН: дуэт с директором кузнечно-рессорного завода Игорем Трифоновым

- Не удивительно, что вы пошли на самый первый поток программы развития лидеров БС-250. Тогда далеко не все на это решались.

- Когда ты отвечаешь не только за себя, но и за коллектив, ты должен постоянно развиваться. Я стараюсь это делать вне зависимости от того, есть ли соответствующая программа внутри компании или нет. Если понимаю, что мне нужно что-то подтянуть, просто беру и делаю.

- Используете ли вы ТРИЗ в работе?

- Да использую, но и не только ТРИЗ. Есть и ПС «ГАЗ», которой в этом году исполняется 20 лет, и она доказала свою эффективность. Стараюсь найти оптимальный инструмент для решения каждой задачи, а также использовать синергию этих инструментов для получения максимального эффекта.

Если говорить о ТРИЗ, мне нравится метод разрешения противоречий, который позволяет находить не компромиссные решения, а по-настоящему прорывные. Концепция развития Литейного завода основана на выводах, которые сделала команда благодаря инструментам ТРИЗ и ПС. Из последних проектов - это переработка и вторичное использование стержневых отходов. После реализации проекта мы существенно сократим вывоз отходов на полигон.

- Ваш мастер-класс для детей в рамках проекта «Познавательная среда» в Музее истории «ГАЗ» получил хорошие отклики. Зачем вам было нужно участие в проекте?

- Любое подобное выступление способствует популяризации профессии у детей. Специалистов по металлургии наш политех с каждым годом выпускает все меньше, и как правило большинство студентов уже имеют договоренности по дальнейшему трудоустройству. Производству нужно обеспечивать себя кадрами: конструкторский отдел, технологический отдел, производственные подразделения, подразделения службы качества - везде необходимы грамотные специалисты. От людей и их квалификации зависит очень многое.

- Есть надежда, что молодежь пойдет в литейку?

- Во всяком случае, мы многое делаем для этого. Создаем Инженерный конструкторско-технологический центр с необходимыми, комфортными условиями труда для сотрудников. Это должно повысить эффективность производства и помогать быстрее осваивать новые виды продукции.

Огромное спасибо Елене Александровне Марштупе - совместно с дирекцией по персоналу компании и НГТУ им. Р.Е. Алексеева мы запустили специальную программу и будем финансировать обучение детей наших сотрудников по специальностям, связанным с литейным производством.


Александр Ерышканов-семья.jpg Александр Ерышканов с супругой Ириной и детьми

- Вы рассказывали, что ваши родители работали на ГАЗе. А как вы познакомились с будущей супругой?

- Она тоже работала на ГАЗе. Но что интересно, по работе мы не пересекались. Нас познакомила общая знакомая, которая дала мне ссылку на ее профиль в VK. Начали общаться, а поженились через 4 года, мне было 27. Сейчас у нас двое детей. Старшему в конце июня исполнилось семь лет, младшему осенью будет три года.

- Помните, как потратили первую зарплату?

- Купил маме скромный подарок, зарплата совсем небольшая была.

- Как справляетесь со стрессами или неудачами?

- Думаю, неудачи и стресс случаются в жизни каждого человека. Не вижу смысла жалеть себя в эти моменты, главное - не опускать руки: завтра все равно наступит, и надо быть готовым действовать, чтобы не стало хуже. Когда сталкиваешься с подобными проблемами, нужно искать решение и изменять ситуацию, по-другому никак! (смеется. - Прим. ред.).

И спорт помогает справляться со стрессом. У меня есть мечта - пройти полную дистанцию по триатлону Ironman, в сумме нужно преодолеть 226 км. Разумеется, для этого требуется серьезная подготовка, но пока времени катастрофически не хватает. По вечерам стараюсь бегать или иду в бассейн. В прошлом году приобрел велосипед. К сожалению, пока велоинфраструктура в городе развита плохо. Приходится ездить по тротуарам или дорогам общего пользования, что небезопасно. Замечаю, что я не один такой в городе, знаю, что в программе «Новый социальный вектор» есть планы по созданию велодорожек. Надеюсь, власти города к нам прислушаются.