Гоночная легкая
Wide Image

Гоночная легкая

История большого автоспорта в нашей стране началась с первого советского болида, выпущенного на Горьковском автозаводе.


1 мая 1938 года праздничную автоколонну на улицах Горького возглавил автомобиль невиданной доселе формы - первая в стране заводская гоночная машина ГЛ-1, разработанная в экспериментальном цехе ГАЗа. Этот быстрый и изящный спорткар за свою короткую жизнь - всего три года - успел поставить два всесоюзных рекорда, последний из которых гонщики СССР не могли побить еще 15 лет.

Посоревноваться в езде с ветерком отечественные автомобилисты любили еще до революции. Но специальных гоночных трасс тогда еще не существовало, поэтому были популярны одиночные заезды на обычных дорогах на отмеренной дистанции - в начале ХХ века гонщики проезжали версту, а с 1918 года, после перехода на современную систему мер - километр. На старте и финише стояли судьи с секундомерами, которые вычисляли среднюю скорость автомобилиста и выявляли победителя.

Новый импульс отечественный автоспорт получил в 1937 году, когда Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта выпустил постановление о его развитии. 3 марта того же года газета «Правда» опубликовала статью Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского, в которой именитый летчик призывал молодежь сесть за руль автомобиля и мотоцикла. И уже 13 сентября в Киеве состоялись километровые заезды на отечественных машинах, где Ляпидевский стал главным судьей. Всего за полгода, прошедшие с момента выхода его статьи и до начала гонок, конструкторы-любители из Московского и Ленинградского автомотоклубов соорудили четыре машины на узлах ГАЗ-А, на каждой из которых поочередно соревновались несколько человек. Такие самодельные спорткары не отличались особой скоростью - они совсем ненамного превзошли дореволюционные образцы.

Уже через год изделия конструкторов-энтузиастов затмил серьезный конкурент - гоночная машина ГЛ-1, спроектированная и построенная в экспериментальном цехе Горьковского автозавода. Создание спорткара главный конструктор завода Андрей Липгарт поручил бывшему летчику и талантливому инженеру Евгению Агитову, хотя сегодня аббревиатуру часто расшифровывают как «Гоночная Липгарта». По другой версии полное название машины - «Гоночная-легкая». Подобным образом тогда обозначали спорткары за рубежом, и ГЛ-1 действительно был легче серийной эмки.

ГЛ-1 восстановленный

ГЛ-1, воссозданный в Кузовной мастерской Бушуева в 2010 году


Автомобиль не создавался специально для гонок, как спортивные машины Формулы-1. Это была своеобразная практическая лаборатория для испытаний форсированных двигателей М-1 и ГАЗ-11, которыми планировалось оснащать легкие самолеты. Этот мотор оказался поистине выдающимся - он двигал на ГАЗе все, что ездило, плавало и летало: модернизированные эмки, вездеходы, катера, авиетки.

Получился простой, но в то же время эффектный и оригинальный гоночный автомобиль. На шасси эмки установили двуместный открытый кузов с капотом от перспективного седана ГАЗ-11-73. Большое внимание Агитов уделял аэродинамике будущего рекордсмена. ГЛ-1 не имел ни подножек, ни крыльев, а его длинная покатая корма напоминала по форме каплю. Благодаря двум карбюраторам, большему диаметру клапанов и увеличенной степени сжатия удалось поднять мощность двигателя со стандартных 50 до 65 л.с.

Вместе с гоночным автомобилем в автоспорт пришел и первый в Советском Союзе профессиональный заводской пилот Аркадий Николаев. В 1938 году в 24-летнем возрасте он возглавил отдел дорожных испытаний ГАЗа. Автомобиль ГЛ-1 под управлением Николаева дебютировал на киевских соревнованиях в сентябре 1938-го и показал себя достойно. Достигнутый результат - 142 км/ч - был всего на 1 км/ч меньше, чем у победителя. Судил соревнования знаменитый летчик Валерий Чкалов, который после состязаний сам сел за руль ГЛ-1, чтобы совершить скоростной заезд, и высоко оценил разработку заводчан.


Испытатель Аркадий Николаев ставит рекорд скорости на ГЛ-1. 1938 г.

Испытатель Аркадий Николаев ставит рекорд скорости на ГЛ-1, 1938 год


Новую высоту машина взяла уже через месяц, установив рекорд 147,8 км/ч на километровой дистанции Московского шоссе под Горьким.

Тем временем Евгений Агитов приступил к модернизации автомобиля ГЛ-1. Под капотом новинки появился форсированный шестицилиндровый двигатель, была значительно улучшена аэродинамика. На колеса установили оригинальные конические колпаки, полностью скрывшие спицы, кабина стала закрытой: теперь пилот забирался в нее как танкист - через люк на крыше. Мощность мотора увеличилась до внушительных 100 л.с., что сулило автомобилю новые рекорды. И они не заставили себя ждать. В сентябре 1940 года Аркадий Николаев преодолел километровый участок со средней скоростью 161,9 км/ч - это был новый всесоюзный рекорд.

Но и на этом инженеры Горьковского автозавода не хотели останавливаться. Они загорелись мечтой побить мировой рекорд в 200 км/ч и уже начали работать над третьей разновидностью ГЛ. Однако планам не суждено было сбыться из-за Великой Отечественной войны.

К слову, рекорд Аркадия Николаева советские гоночные автомобили не могли побить до 1955 года, пока инженер Алексей Смолин не разогнался на «Победе» с открытым кузовом до 180 км/ч. Следующий рекорд показал похожий на акулу автомобиль «ГАЗ-Торпедо» - из него Алексей Смолин выжал уже 190 км/ч.

В наши дни честь Горьковского автозавода на всероссийских и международных соревнованиях защищает команда «ГАЗ Рейд Спорт». Фишка команды в том, что наши гоночные машины построены на серийных узлах и агрегатах. Так, в конце февраля состоялось триумфальное возвращение команды автозавода в грузовой триал. На Открытом кубке города Твери по триалу и спринту экипаж в составе пилота Александра Филякина и штурмана Владимира Моисеева на серийном грузовике «Садко» завоевал первое место в категории 4х4, оставив позади команды других автопроизводителей-конкурентов и несколько любительских экипажей