Они покорили Каракумы
Wide Image

Они покорили Каракумы

Романтика 30-х - это гигантские стройки, авиаторы, полярные экспедиции, автопробеги. Биография ГАЗа вписалась в этот небывалый энтузиазм строителей социализма своим Каракумским пробегом 1933 года.


Появление первых советских автомобилей вызвало откровенные насмешки мировых газет. «Русские машины разваливаются, едва покинув конвейер, и не способны без ремонта проехать и 50 километров», - строчили зарубежные злопыхатели. Общество «Автодор» решило ударить по недоброжелателям по-своему - автопробегом. И на деле доказать надежность советской техники. Чтобы выбить всякую почву из-под ног критиков, решили отправить автопробег в Каракумы. Идея пробега именно по этой пустыне казалась безумством. Но «безумству храбрых поем мы песню» - сказано про те времена. Это был вызов для наших инженеров, для всех советских людей. Маршрут проходил по 19 республикам, краям и областям. Из 9500 километров только шестую часть пути колонна следовала по шоссейным дорогам. Затем пошли грунтовые, проселочные, порой почти непригодные для автомобилей дороги. А 1000 км вовсе нужно было проехать по страшным пескам.

Экзамен проходила продукция 47 заводов и предприятий Советского Союза. В том числе специалистам нужно было испытать отечественные шины из натурального и синтетического каучука.


Каракумы-так начинался пробег.jpg
Так в июле 1933 года начинался автопробег Москва - Каракумы - Москва


В пробеге участвовала и техника молодого автомобильного завода имени Молотова: 6 легковушек ГАЗ-А и столько же грузовиков ГАЗ-АА, а также 2 трехосных автомобиля ГАЗ-ААА и экспериментальная модель ГАЗ-НАТИ-30. Вместе с ними в колонне шли «коренные американцы» Ford-АА, 3 автомобиля Ford-Timken и 4 АМО-3. Всего в пробеге участвовали 106 человек: водители, инженеры, техники, врачи, научные работники, журналисты, писатели, кинооператоры.

В число первопроходцев вошли заместитель директора Горьковского автозавода С.А.Жолнерович, механик экспериментального цеха А.В.Куракин, инженер эксплуатационного отдела В.К.Ванюков, конструктор технического отдела Л.В.Косткин, старший мастер цеха моторов А.В.Пшениснов. Командором автопробега был назначен председатель Московского автоклуба Александр Максимович Мирецкий.

Был создан специальный Туркменский комитет содействия пробегу. В населенных пунктах по всему маршруту организованы заправки топливом и водой, пункты питания и медицинской помощи, ночлеги. Жители, прежде никогда не видевшие «железных коней», валом валили на улицы, чтобы поглазеть на диковинную технику. На всем протяжении пути проходили встречи с населением и местными активистами. Участники пробега агитировали за строительство новых дорог и широкую моторизацию.


Каракумы - ГАЗ-А.jpg
Автомобиль ГАЗ-А на маршруте пробега


Машины двинулись из Москвы до Горького по знаменитой «Владимирке» - в то время узкому разбитому шоссе. Клязьму преодолевали через понтонный мост. Затем двинулись на Чебоксары и Казань со сложными паромными переправами через Волгу и Каму.

С коварными барханными песками колонна столкнулась в Приаральской пустыне, так называемых Малых Каракумах, между городами Иргиз и Аральск. Барханы чередовались с глубокими ямами и кочками полутораметровой высоты. Невыносимыми для людей были резкие колебания температуры - днем до 50 градусов жары, а в кабинах и все 75! Только ночью можно было вздохнуть - наступала относительная прохлада.


Каракумы - колонна полуторок.jpg
Колонна полуторок ГАЗ-АА


Чтобы преодолеть бездорожье, под колеса подкладывали ветки деревьев и кустарников, башмаки, цепи, веревочные лестницы, резиновые ленты с поперечными брусками, стальные листы, доски. Гораздо лучше с препятствиями справлялись автомобили, снабженные широкопрофильными шинами с низким давлением воздуха.

Остро не хватало питьевой и технической воды. Каждый участник пробега на все свои нужды получал не более 2 литров воды в сутки. Но и ее приходилось сливать в радиаторы. Самыми «прожорливыми» оказались грузовики АМО-3, которые требовали по 5-7 ведер в сутки. Поэтому все без разговоров отдавали свою питьевую воду для ненасытных радиаторов «амовских» грузовиков.


Каракумы - ГАЗ-ААА.jpg
Первая советская трехоска ГАЗ-ААА в Каракумах


Двигались буквально от колодца к колодцу, кругом - однообразно-унылая, безбрежная пустыня. «Но старый туркмен-проводник, сопровождавший караван, по каким-то одному ему известным приметам выводил колонну на караванные тропы, - писали участники автопробега. - Однажды положение стало угрожающим. Путь к очередному колодцу, где нас ожидал караван верблюдов с водой, преградил крутой затяжной подъем. На помощь двигателям пришли люди. Они тащили автомобили канатами, подпирали кузова сзади. Штурм длился двое суток, были израсходованы все запасы воды, обожженные солнцем люди выбивались из сил, но упрямо шли к цели…».


Каракумы - у колодца Дахлы.jpg
Встреча участников пробега у колодца Дахлы в пустыне


Самым сложным участком пути оказалась Сарыкамышская впадина - остаток существовавшего когда-то огромного соленого озера. Проигнорировав предупреждение проводников, экипажи выехали на белую от кристаллов поверхность и, проломив тонкий слой, моментально завязли в мокрой соленой массе. Всякая попытка выбраться из солончакового плена приводила только к еще большему погружению автомобилей. И в этот критический момент на выручку пришла русская смекалка. Остроумное приспособление придумал коломенский рабочий А.Савинов. Его «самовытаскиватель» представлял собой пару цилиндрических барабанов, прикрепляемых гайками к ведущим колесам грузовика, а также трос и блок. При медленном вращении ведущих колес трос наматывался на барабаны, действуя как лебедка, и вытаскивал машину.

В архивных фондах музея истории Горьковского автозавода хранятся реликвии Каракумского пробега: фотографии, личные вещи участников и документальный фильм, снятый и подаренный ГАЗу знаменитым советским кинооператором Романом Карменом. Скоро, с открытием музея ГАЗа после масштабной реконструкции, они вновь будут доступны всем желающим.

Миновав все препятствия, колонна с успехом финишировала в Москве. Все автомобили завершили Каракумский пробег без существенных поломок. Передвижная лаборатория в течение двух с лишним месяцев в различных климатических условиях вела всесторонние наблюдения за работой каждой детали автомобилей ГАЗ, чтобы в дальнейшем их усовершенствовать. Эта суровая проверка дала ценные сведения конструкторам. Масляные воздухоочистители спасли двигатели от пыли и с тех пор стали стандартным оборудованием наших автомобилей. В результате испытаний шин «сверхбаллон» на всех советских автомобилях стали применять шины сравнительно большого объема и низкого давления. Подтвердилась необходимость увеличения радиаторов. Были внесены улучшения в конструкцию ведущих мостов трехосных автомобилей.

По мотивам экспедиции в 1969 году режиссер Алексей Салтыков снял кинофильм «Директор». По сюжету, после окончания Гражданской войны матрос Зворыкин (его роль исполнил Николай Губенко) назначается директором автозавода. Он проходит обучение в США на заводах Форда, после чего организует производство первой советской полуторки. Но ему нужно доказать, что отечественный автомобиль не хуже иностранного. С этой целью он отправляется в международный автопробег по пустыне Кара-Кум, от победы в котором зависит судьба завода.

«Машины марки «ГАЗ» совершенно и окончательно способные, имеют честный мотор, надежное шасси, а про рессоры не может быть и разговора. Какие хочешь возьми рессоры - хоть Форда, хоть самого черта, - они рассыпались бы на этих сумасшедших кочках…» - рассказывал водитель автомобиля №21 Федор Кузнецов.

Герои экстремального пробега доказали: советскому автопрому быть!


Садко NEXT Михаила Шкляева и Владимира Моисеева-1.jpg

Маршрут Каракумского пробега долгое время оставался обязательным для заводских испытаний автомобилей марки «ГАЗ». Традиция тестировать новую технику компании в продолжительных экстремальных пробегах жива и сегодня. Современные грузовики, сошедшие с конвейера Горьковского автозавода, с успехом побеждают в международных ралли, подтверждая тем самым свою надежность и высокий уровень конструкторской школы ГАЗ.