Человек-легенда
Wide Image

Человек-легенда

Александр Николаевич Моисеев - с ним связано внедрение и развитие ПС «ГАЗ». Сегодня его именем символично названа Академия современных технологий автомобилестроения, которая воплощает его завет - постоянно совершенствоваться.


Александр Моисеев был уверен, что путь совершенствования не имеет конца, и всей своей жизнью убеждал в этом всех, кто его знал.

 

Олег Филимонов, директор по планированию продукта «Объединенного инженерного центра»:

- С Александром Николаевичем я познакомился на заре своей инженерной юности в далеком 1994 году. Мне поручили конструкторское сопровождение освоения модификаций «ГАЗели» в производстве грузовых автомобилей, где Александр Николаевич работал начальником технологического отдела. На удивление быстро у меня сложились дружеские отношения со всей командой технологов. Он сразу задал доверительный тон нашего общения, не «давил» своим опытом, поддерживал здравые идеи, тактично разъяснял сдерживающие факторы, помогал найти новые подходы. Для меня это - идеальный партнер и наставник.

Когда началось внедрение ПС, мы стали работать с Александром Николаевичем уже в его новом качестве.

Мы глубоко изучили теорию Производственной системы, но казалось, что она совершенно не укладывалась в нашу газовскую реальность, это были космические фантазии, ведь мы слишком хорошо знали материальные возможности и состояние производства. Наш скепсис порождал естественное сопротивление. Однако решимость Александра Николаевича вселяла в нас веру в успех и позволила создать монолитную команду. Мы приходили на работу к 7 утра, а уходили ближе к полуночи. Упорно работали «не за страх, а за совесть». Понимали: нарастающую конкуренцию с именитыми иностранными брендами не выиграть, если не перестроим собственные подходы, причем не только на производстве, но и в умах, в изменении логики создания техники.

Александр Николаевич буквально болел общим делом, заражая и нас своим энтузиазмом. Вскоре мы уже смогли увидеть плоды своего труда, и даже в своей инженерной деятельности начали применять принципы ПС.

Благодаря ПС во многом мне удалось вырасти как инженеру. ПС подтолкнула нас создать систему PPDS с «воротами качества», кардинально изменившую подход к разработке продукта. Фактически это новая школа создания продукта, которая полностью отталкивается от требований рынка и охватывает все этапы - создание конструкции и прототипов, проведение испытаний, концепцию производства, выбор поставщиков. ПС стала одним из важнейших элементов фундамента, который позволил нам вывести на рынок линейки NEXT и NN.

Александр Моисеев-1.jpg


Татьяна Понамарева, ветеран цеха сборки грузовых автомобилей ГАЗа:

- Помню, как мне позвонили встревоженные коллеги - мол, у нас тут появились какие-то консультанты, все хотят перестроить. Перемены воспринимались очень болезненно, особенно теми, кто привык работать по старинке. Были и слезы, и ругань... Моисеев успокаивал: «Потерпи!». Поначалу не верила, что у нас может что-то получиться. На сборочном конвейере работала с 1978 года, повидала всякое, надежд на лучшее не было.

Первое рабочее место, которое мы стандартизировали по системе 5S, располагалось в зоне настила порога пола. Детали здесь довольно габаритные, и для того, чтобы облегчить работу слесаря, мы изменили расположение стеллажей. 12 часов провели на ногах!

И по мере появления результатов пессимизм развеивался. Я увидела, что можно работать по-другому - без завалов, с минимальным запасом комплектующих, что за ними не надо нырять в громоздкий контейнер, что операцию можно выполнять с первого раза, без доработок. С нашими предложениями стали считаться руководители, которые теперь постоянно находились рядом с операторами на гембе. Это придавало уверенности в своих силах.

Александр Моисеев-2.jpg


Евгений Шпигун, главный специалист по развитию ПС, в 2003 году - один из первопроходцев в области бережливого производства на Горьковском автозаводе:

- Несмотря на завал с бумажной работой, которая неизбежно сопровождает руководителя такого уровня, приоритетом для Александра Николаевича Моисеева оставалось производство и люди. Он говорил так: «Если хочешь найти решение проблемы, иди на гембу, работай с людьми, смотри за процессами - там и найдешь ответ».

Сам он работал на износ, но в подчиненных видел, прежде всего, людей и уделял огромное внимание формированию командного духа, и не только на производстве. Организовывал общие вылазки на Оку, лыжную базу в Стригино, устраивал спортивные турниры для сотрудников дирекции по развитию ПС и их близких. Понимал: это сплачивает коллектив, помогает в работе. Сегодня мы бережем его традиции.

Александр Моисеев-3.jpg


Игорь Кашанин, директор по развитию ПС Павловского автобусного завода:

- После того, как в 2003 году на ГАЗе создали первый эталонный участок, часть группы первопроходцев отправилась на ПАЗ, чтобы внедрить ПС на новой площадке, а мы приехали на Горьковский автозавод за опытом. Несколько месяцев проработали в цехе сборки грузовых автомобилей, каждое утро точно в 7:15 - оперативка с Моисеевым.

Мы как губка впитывали в себя ПС. Было так интересно, ведь каждый день приносил результат. Мы слышали, что многие люди сначала сопротивлялись переменам, но мы были открыты изменениям. Ведь задолго до появления иностранных консультантов, еще не зная, что такое ПС, сами старались внедрять ее принципы. Визуализировали процессы, внедряли тару разных цветов для раздельного сбора отходов, пытались проводить хронометраж, но делали это по наитию, не имея цельной системы.

Первое впечатление от Моисеева - это человек, который знает все! В любой теме - как рыба в воде. Именно Александр Николаевич приучил нас ходить с блокнотами всегда и везде, так как приходилось часто конспектировать то, что нам говорили во время обучения.

Моисеев регулярно бывал на ПАЗе. В последний раз мы встретились в 2019 году во время подготовки к управляющему комитету в цехе пластмасс. Я рассказал Александру Николаевичу о своих идеях по реструктуризации участка изготовления деталей из пластмасс методом литья под давлением. Он оценивающе взглянул на меня: «А чего ты в границах одного участка зажался? Смотри шире - у тебя в цехе вон сколько площадей!» Мы вместе отправились осматривать, как организована работа в цехе, есть ли оборудование с низкой загрузкой, какие операции можно объединить, какие площади можно выделить для развития других технологий. Так у нас появился масштабный проект, нам удалось высвободить почти 500 квадратных метров площадей, освоить больше двухсот новых деталей и даже разместить роботизированный комплекс по обработке алюминиевых профилей. Без Александра Николаевича вряд ли смогли бы найти такое решение.

Читайте также: