Кузница похорошела
Wide Image

Кузница похорошела

…после переезда на новую площадку.


Вспоминаю интервью с директором дивизиона «Автокомпоненты» Виктором Кадылкиным. «Что может ударить по предприятию похлеще любых санкций? Только нехватка кадров! Особенно сложно найти металлурга или кузнеца, - горячился он. - Требования к ним высокие, работа почетная, но сложная, значит, и условия труда, и особенно бытовые помещения - гардеробные, душевые, столовая - должны быть как в самых высокотехнологичных подразделениях. И мы сделаем для этого все! Сейчас занимаемся новой кузницей. Приходи к нам через год, и сам все увидишь».

Года не прошло, как Виктор Сергеевич позвал в гости. И вот я уже у всем известного «Молота» - памятника у входа в главный кузнечный цех. Здесь договорились о встрече с директором Завода кузнечных и рессорных изделий Игорем Трифоновым. «Молот» напоминает о славных рекордах легенды ГАЗа, основателя стахановского движения в машиностроении Александра Бусыгина. Сам корпус старой кузницы - из тех же исторических времен, 1932 года постройки.

кузница.jpg

«Молот» и мемориальная доска в память о кузнецах-бусыгинцах


- Тогда люди героически строили автогигант, было не до комфорта - все боролись за индустриализацию страны. Поэтому старый цех и не был оборудован централизованной системой отопления: зимой основное тепло шло от газовых печей и тепловых завес, - сходу после короткого приветствия объясняет Игорь Трифонов. - Летом - наоборот, жарища, в кабине мостового крана температура могла подскочить до 50 градусов!

Модернизацией площадей кузнечного производства, конечно, занимались, но корпус практически выработал свой ресурс.

кузница1.jpg

Линия крупной горячей штамповки


- А теперь поехали в новую кузницу, сравним! - интригует Игорь Трифонов.

Едем на улицу Монастырка. Здесь долгое время пустовал один из промышленных корпусов, построенный в конце 80-х с расчетом на рост объемов производства. Но никакого роста в девяностые, как известно, не случилось. И вот недавно практически новый корпус расконсервировали и провели реновацию, чтобы перевести сюда основное кузнечное производство.

Заходим. Ощущение, что попал не на завод, а в какой-то бизнес-центр. Нет привычной проходной, красивые современные турникеты установлены в просторном холле. Тут же наш терминал «Инфокентий», незаменимый помощник сотрудника, и привычный стенд с корпоративными изданиями.


60 МЛН РУБЛЕЙ - ИНВЕСТИЦИИ «ГРУППЫ ГАЗ» В ОРГАНИЗАЦИЮ КУЗНЕЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА НОВОЙ ПЛОЩАДКЕ

Проходим дальше через своеобразный шоу-рум - экспозицию образцов выпускаемых поковок. Вот самая крупная из них - балка для автобуса «Вектор NEXT» 8.8 массой под 90 кг. Здесь же красуются балки для «ГАЗели NEXT», «ГАЗона NEXT», автобусов ПАЗ. «Всего освоили поковок около 400 наименований, - замечая мой восхищенный взгляд, вставляет Игорь. - Мы и компоненты для сторонних автопроизводителей, в том числе и «КамАЗа», выпускаем - знай наших!».

Двигаемся дальше. Светлые офисные помещения, санузлы, гардеробы - везде чистота и комфорт.

- Вообще, работа у нас не из простых, а если еще и обстановка вокруг не радует, руки опускаются. Поэтому Виктор Сергеевич Кадылкин твердо заявил: «Сначала делаем туалеты, столовую, потом все остальное». Индустриализацию создает человек и для человека, - философски добавляет Игорь.

кузница2.jpg

Около 100 человек уже работают на новой площадке


«Все остальное» тоже радует глаз. Пространство цеха как будто прочерчено двумя четкими линиями - в одну выстроились легкие, в другую линию - тяжелые прессы-богатыри усилием 10 и 12,5 тысячи тонн. «Вот они, наши «двенадцатитысячники», - произносит мой собеседник, проходя мимо. - Они предмет нашей особой гордости. Их всего-то в России три, из них два - у нас, на ГАЗе».

Цех буквально залит светом, как сцена в театре. Современные энергосберегающие промышленные светильники автоматически отключаются в обеденный перерыв, но при необходимости могут освещать и отдельные секторы. Совсем скоро появятся крышные вентиляторы и кондиционеры в кабине крана. Отмечаю, что дышится в цехе легко. «Это потому, что газовых печей почти не осталось, перешли на современный индукционный нагрев, - объясняет директор по развитию Завода кузнечных и рессорных изделий Дмитрий Зимин, который присоединился к нам по дороге. - Зимой - стабильная комфортная температура благодаря централизованному отоплению».

Только за последние десять лет на ГАЗе было модернизировано более 700 тыс. кв. м производственных площадей. Построены автоматизированные сварочные линии, современный цех штамповки, высокотехнологичный окрасочный комплекс, новые автокомпонентные производства.

- Перевести сюда кузницу надо было буквально за год, причем без остановки производства, - рассказывает Дмитрий Зимин. - Нужно было сделать мощные фундаменты для прессов, устроить наливные полы, организовать новый участок резки металла, провести капитальный ремонт и превентивное обслуживание перевозимого оборудования. Мы, как бусыгинцы, со временем не считались - и вечерами оставались, частенько и в выходные работали. Зато показатель ОЕЕ - операционной эффективности оборудования - вырос с 45% до 75%! А прессы «тяжелой линии», которые выполняют объемную штамповку горячих заготовок, стали взаимозаменяемыми. Это позволило не только повысить стабильность производственного процесса, но и запустить совместный проект с другим автопроизводителем.

Дмитрий указывает на отдельный участок, который специально выделили для обучения новых сотрудников. «Средний возраст работников нашего цеха - 45 лет. С наставниками ребята гораздо быстрее осваивают сложную профессию кузнеца», - говорит он.

- Парадокс, а ведь поначалу многие заартачились, хотели остаться в старом цехе, мол, Монастырка далеко, - до сих пор не может скрыть удивления Игорь Трифонов. - Занялись транспортной доступностью, чтобы людям было удобно добираться. Была просьба сотрудников оборудовать пешеходный переход через улицу - подключили председателя рабочих советов «Группы ГАЗ» Евгения Морозова, и он помог решить вопрос. Парковка тут же, прямо у входа, а до остановки автобуса - рукой подать.

Дмитрий Шаров.jpg

Дмитрий Шаров, кузнец: «В старом цехе во время сильного дождя с зонтом можно было ходить, зимой с крыши валил снег. Сейчас об этом никто и не вспоминает - мы работаем в новом здании, с комфортными бытовыми помещениями.


Впрочем, переезд еще не закончен. Специалисты по развитию Производственной системы «ГАЗ» разрабатывают корректирующие мероприятия, чтобы исключить неудобства на новых местах. Необходимость в них стала очевидной только после переезда. Окончательно производство переберется на новую площадку только к 2026 году, и тогда здесь освоят все основные операции - резку металла, штамповку, обрезку, очистку готовых изделий, оборудуют экспедицию. Проект высоко оценил президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, который побывал здесь и увидел все собственными глазами.

Старое помещение кузницы в будущем планируется снести. Но один участок исторического здания все-таки останется. Термическое отделение, где выполняют операции правки и чеканки, расположено в «хорошей» части корпуса, которая послужит еще не одно десятилетие. Вместе с «Молотом» и мемориальной доской в память о стахановце Бусыгине здание будет напоминать нам об этапах славного пути. Прошлое забывать нельзя, но и оставаться в нем тоже нельзя. Мы движемся вперед!

«Группа ГАЗ» имеет опыт реновации промышленной территории. Так, летом 2019 года в пилотном режиме демонтировали здания главного магазина, складов стекла и металлоотдела, построенные в 1932-1962 годах. Впервые снос проводили экологично - с максимально возможной переработкой отходов демонтажа во вторичное сырье, за счет этого и частично покрывали расходы. Сейчас здесь расположена экспедиционная площадка для товарных автомобилей.


Читайте также: