Жизнь после жизни
Wide Image

Жизнь после жизни

Сегодня автомобили в конце своего жизненного цикла не умирают. Решения, заложенные конструкторами ГАЗа, позволяют легко их утилизировать, а материалам обрести вторую жизнь.



Над решениями, которые облегчат рециклинг автомобилей, в «Группе ГАЗ» задумались в середине 2000-х, когда компания готовилась к выходу на рынок Турции, где уже действовали европейские требования к утилизации транспортных средств. Напомним, базу для развития экспорта более 10 лет назад создал на ГАЗе Олег Дерипаска.

- Машин в городах меньше не становится. Мы разрабатываем экологичную газомоторную и электрическую технику, модернизируем производства, сокращаем энергопотребление, внедряем раздельный сбор отходов, но куда деть подержанные автомобили, отслужившие свое? Наша задача - минимизировать воздействие на экологию, обеспечив легкую утилизацию техники в конце жизненного цикла, - говорит директор департамента системных процессов Объединенного инженерного центра Сергей Гагунов.


Сергей Гагунов1.jpg


«Легкая утилизация» означает, что конструкция автомобиля разработана таким образом, чтобы он был пригоден к быстрому разбору. Минимизированы сложные соединения. Все остальные должны быть защищены от коррозии, старения, изменения свойств с течением времени, чтобы через 10-15 лет машину можно было бы так же легко разобрать, как и в момент сборки на конвейере.

На каждом компоненте из пластика или резины должна быть маркировка - разборщик без труда ее увидит и отнесет компонент к той или иной группе перерабатываемых материалов. Кроме того, в составе транспортного средства не должно быть опасных веществ - ртути, кадмия, свинца, шестивалентного хрома - кроме редких исключений, например свинца в аккумуляторной батарее.

Легкая утилизация вшита в систему Ворот качества PPDS, по которой ведется проектирование всех продуктов «Группы ГАЗ». На начальном этапе производится анализ функционального назначения автокомпонентов и параллельно определяются требования к их конструкции относительно возможности повторного использования, вторичной переработки и восстановления. Только после того, как инженерный анализ подтвердит пригодность конструкции к утилизации и что демонтаж будет простым, начинается подготовка производства новой модели.

- В Европе приняты документы, которые регламентируют подготовку транспортного средства к последующей утилизации. Мы обязаны их выполнять, так как продаем автомобили в ЕС и других странах, где эти нормы действуют, - продолжает Сергей Гагунов. - В будущем мы ожидаем включения аналогичных правил в технический регламент безопасности колесных транспортных средств и в России.

Утилизация автомобиля проходит за считаные часы. Первой снимается аккумуляторная батарея. Затем с автомобиля сливают технические жидкости, снимают пластиковые компоненты, сиденья, стекла, детали интерьера. Чем проще демонтаж и доступнее маркировка этих компонентов, тем легче они проходят утилизацию. Металлический остов отправляют в шредер, где его измельчают за 10-15 минут.


В 2014 году «Группа ГАЗ» получила первый европейский сертификат, подтверждающий готовность автомобилей «ГАЗель БИЗНЕС» и «ГАЗель NEXT» с двигателем Cummins к рециклингу. Обычно такой документ выдается на два года, но благодаря последующим безупречно пройденным аудитам (производство Горьковского автозавода не получило ни единого замечания европейских сертификационных органов), его продлили сразу на три года.

- Мы должны обеспечить утилизируемость автомобиля на уровне не ниже 95%, исходя из общей массы компонентов. Это обязывает производителя постоянно следить, чтобы показатель был в допустимых границах. То есть нам недостаточно разработать конструкцию и один раз провести расчеты и сертификацию. Любое изменение мы должны анализировать с точки зрения наличия опасных материалов, фиксировать наличие маркировки, корректировать массы в конструкторской документации, - поясняет Сергей Гагунов.

Читайте также: