Детальный разбор
Wide Image

Детальный разбор

Государство определило вектор развития автокомпонентной отрасли и схемы ее поддержки. Расширение отечественной компонентной базы позволит снизить технологическую зависимость нашей страны от иностранных поставщиков и создать тысячи рабочих мест.

Когда в середине 2000-х годов запускался режим промышленной или, как ее еще часто называют, «отверточной» сборки, особого выбора не было: создание стимулов для производства иномарок в нашей стране было необходимо, чтобы хотя бы частично заместить нахлынувший в страну импорт продукцией, собираемой в России. Для размещения иностранных производств в России были созданы привлекательные условия. Локализацию определили на уровне 30% при сборке 25 тысяч автомобилей в год, также ввели льготные таможенные пошлины на ввоз комплектующих. Это сработало: уже в 2010 году объем производства «российских» иномарок превысил объем производства отечественных автомобилей. Да и усилившаяся конкуренция на рынке заставила отечественных производителей подтянуться к возросшим требованиям потребителей. 

Однако в какой-то момент выпустили из виду тот факт, что отечественные платформы начали потихоньку вытесняться с рынка иностранными, и как следствие  - упал спрос на отечественную компонентную базу. Это привело к разрушению производственных цепочек и уходу с российского рынка части поставщиков.

Вокруг Горьковского Автозавода в Нижнем Новгороде и других российских автомобильных предприятий существуют автомобильные кластеры, в которых могут работать тысячи компаний, выпускающих компоненты. Это предприятия малого и среднего бизнеса, которые создадут рабочие места, увеличат налоговые отчисления, обеспечат занятость в цепочке смежных предприятий, выпускающих материалы и субкомпоненты.

Сорокин.png ВАДИМ СОРОКИН,
президент "Группы ГАЗ"

Мировая глобализация экономики виделась данностью, считалось нецелесообразным развивать свои компонентные производства, если есть глобальные поставщики. Однако ситуация с западными санкциями показала, что тотальная зависимость от зарубежных поставщиков оставляет российский автопром без какого-либо запаса прочности на случай, если крупнейших импортеров компонентов вынудят остановить поставки в Россию. Еще один «Черный лебедь» - пандемия, в разгар которой, весной 2020 года возникли перебои с поставками компонентов по всему миру, - окончательно поменял вектор глобализации на 180 градусов.

Национальная безопасность и технологический суверенитет страны становятся условием выживания промышленности.

Однако быстро «поднять с колен» автокомпонентную отрасль отдельным автопроизводителям не по силам. Все еще остается немало критических импортных компонентов, отказ в поставке которых может остановить весь автопром: тормозные и рулевые системы, компоненты трансмиссии, резинотехнические изделия, подшипники и другие. Их разработка и запуск в производство требуют системных инвестиций в интересах всех автопроизводителей и мощной поддержки государства.

В большинстве развитых стран автомобильная отрасль - один из главных локомотивов экономики. Потому что производство автотехники - отличный генератор как доходов бюджета, так и рабочих мест. Но это только в случае, если национальный автопром представляет собой единый комплекс сборочных автозаводов и заводов по производству комплектующих. Тогда отрасль уверенно стоит на двух ногах.

АЛЕКСАНДР КОВРИГИН,
заместитель генерального директора аналитической компании «АСМ-Холдинг», кандидат экономических наук, заслуженный экономист России

Первые шаги, определившие механизмы и объем поддержки, сделаны. Автопроизводители включились в конструктивную дискуссию, которая призвана отладить эти механизмы.


01.jpg

02.jpg

03.jpg


04.jpg

05.jpg

06.jpg









Читайте также: