Конвейер изобретений
Wide Image

Конвейер изобретений

ГАЗ, пионер внедрения ПС бережливого производства в России, снова впереди: научный арсенал компании дополнила Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), помогающая находить оригинальные решения при разработке новой техники и улучшении производственных процессов.

К уже привычным японским словам - «муда», «кайзен» или «гемба» - прибавились новые термины - «психологическая инерция», «техническое противоречие», «идеальный конечный результат», «S-кривая и закон развития технических систем», «вепольный анализ». Через полтора года с момента появления ТРИЗ многие сотрудники свободно оперируют этими терминами при решении текущих задач.

Если у человека развито воображение и ему интересны разные сферы жизни, можно смело погружаться в изучение ТРИЗ.

avatar Сергей Кузнецов
начальник участка прессового цеха ПАЗа

Процессы разные, подход один

Учебный класс корпоративного университета «Группы ГАЗ» едва вмещает собравшихся. Идет защита проектов ТРИЗ, финальный аккорд трехмесячного обучения. Здесь же и эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга. Обсуждают, как распространить алгоритмы решения изобретательских задач не только на создание новых продуктов, но и на производственные процессы. Среди проектов - сокращение вредных выбросов в литейных цехах благодаря повторному применению технической воды, исключение ошибок из-за человеческого фактора и другие.

- ТРИЗ может применяться для улучшения любых систем: как технических, так и организационных. Проанализировав десятки тысяч патентов, ее создатель Генрих Альтшуллер обнаружил, что проблемы из разных предметных областей решаются примерно одинаково, - объясняет директор департамента ТРИЗ «Группы ГАЗ» Алексей Фоменко. - Например, лидер мирового рынка микропроцессоров, корпорация Intel, смогла решить одну из проблем, используя технологию, применяемую при производстве шампанских вин. На ГАЗе мы нашли ряд способов, как снизить уровень шума проектируемого аппарата на воздушной подушке, переняв идеи из малой авиации и вертолетостроения. На своих семинарах мы учим слушателей не зацикливаться на своей узкой профессиональной области, так как на стыке технологий можно найти прорывные идеи. Сегодня мы приступаем к подготовке внутренних тренеров, чтобы ТРИЗ пропитала мышление как можно большего числа сотрудников.

Теория решения изобретательских задач применима в любой отрасли

avatar Дмитрий Куликов
главный технолог по действующему производству

40 приемов для тренера

Слушатель программы подготовки тренеров ТРИЗ Сергей Кузнецов, начальник участка прессового цеха Павловского автобусного завода, уже приступил к созданию собственного учебного класса. Сам Сергей, как и остальные, проходил обучение на конкретном проекте.

- Во время обхода проектов ПС управляющий директор нашего завода Андрей Владимирович Васильев увидел проблему (муду): трубы прямоугольного сечения укладывали в стеллажи так, что при отборе нижние залеживались и покрывались коррозией, - вспоминает Сергей Кузнецов. - Их приходилось либо дорабатывать, либо списывать в брак. Требовалось организовать хранение по принципу FIFO - «первым пришел-первым ушел». Я как раз проходил в это время обучение методикам ТРИЗ. Материал курса был очень насыщенным. Вся теория построена на разрешении технических противоречий. Например, уменьшаем толщину объекта - снижаем его вес, но ухудшаем прочность. Казалось бы, палка о двух концах, но в ТРИЗ это вовсе не так. На этот случай существуют «таблица устранения технических противоречий» и «40 приемов устранения противоречий». Мы и применили полученные знания к проблеме стеллажей.

Команда проекта ТРИЗ на Павловском автобусном заводе

«Диверсия» во благо

На ГАЗе с помощью ТРИЗ удалось решить проблему, изводившую производственников не один год, - выступание передней двери относительно кабины в автомобилях семейства «ГАЗель NEXT» после прохождения через окрасочный комплекс. Машины набирали лишние «штрафные баллы» при аудите глазами клиента CSA и их приходилось возвращать на доработку.

- Мы думали, проблема возникает в окраске из-за колебаний кузова при погружении в ванну катафорезного грунтования, - говорит Дмитрий Куликов, главный технолог по действующему производству АЗ «ГАЗ». - Вначале ввели дополнительную оснастку, обеспечивающую фиксацию двери, - нижний упор, верхний фиксатор, дополнили дверь сварочными точками для увеличения жесткости, стали дополнительно ее рихтовать. И вроде бы дефектов становилось меньше. Но результат не был стабильным. Тогда воспользовались инструментом ТРИЗ - диверсионным анализом. Задачу переформулировали в изобретательскую: как не исключить, а, наоборот, создать брак. Убрали дополнительную оснастку, перестали удерживать двери во время погружения кузова, отпустив их в свободное плавание. И так постепенно добрались до корня проблемы. Дело оказалось в геометрии «черной» двери, положение которой  при температурном воздействии в окрасочной камере меняется. Команда предложила около 10 способов устранения несоответствий, из которых выбрали три наиболее перспективных.

Мы учим сотрудников не замыкаться на своей узкой профессиональной области, так как на стыке технологий можно найти прорывные идеи

avatar Алексей Фоменко
директор департамента ТРИЗ «Группы ГАЗ»

Сойти с проторенного пути

Проектные группы подводят итоги реализации своих проектов.

- Сначала у нас было убеждение, что ТРИЗ в большей степени подходит для конструкторов, - продолжает Дмитрий Куликов. - Но оказалось, что она применима в любой области. ТРИЗ заставляет сойти с привычных рельсов, ­ погрузиться в физику, химию, выйти за пределы узких компетенций. Я думаю, что освоить методики ТРИЗ должен каждый.

- Мне кажется, - завершает свой рассказ Сергей Кузнецов, - если у человека развито воображение и ему интересны разные сферы жизни, можно смело погружаться в изучение ТРИЗ. Эта наука не простая, но она поможет при решении ежедневных задач, при реализации проектов Производственной системы, да и вообще в жизни. Именно ТРИЗ позволила нам творчески взглянуть на изобретательские задачи, а с ними мы сталкиваемся ежедневно.

Читайте также: